joi, 6 iulie 2017

Нарезки советской коллективизации – казус Молдовы

Нарезки советской коллективизации – казус Молдовы

Во время одной из союзнических конференций второй мировой войны Сталин сказал Черчиллю, сунувшемуся к нему с соболезнованиями по поводу огромных людских потерь СССР: "При коллективизации мы потеряли не меньше". "Я так и думал, ведь вы имели дело с миллионами маленьких людей", - заметил Черчилль. "С десятью миллионами", - ответил Сталин. Но и к этим миллионам ещё прибыло после того анти-кулачных чисток в свежих советских территориях, включая Бессарабию. 6 июля 1949г. Является показательным в этом смысле для Молдовы.

"Кулаки" и их семьи депортировались "холодные края". Не спасало даже согласие на коллективизацию. Сталин назвал "смешным" вопрос, можно ли пускать "кулака" в колхоз: "Конечно, нельзя, так как он - заклятый враг колхозного движения". Указ Президиума Верховного Совета: "спецпоселенцы" сосланы навечно.

Кулак: крестьянин, использующий в хозяйстве наемный труд, т.е. в случае Молдовы это почти каждая крестьянская семья. В ходе коллективизации вопрос, кого считать кулаком, был полностью отдан на откуп местным властям. В каждом районе действовала "тройка" в составе первого секретаря райкома, председателя райисполкома и уполномоченного ГПУ, но в большинстве случаев судьбы людей решали созданные в деревнях "бригады" и "комиссии". Чтобы окончательно развязать себе руки, власти придумали термин "подкулачник". К этой категории можно было отнести любого недовольного коллективизацией.

Очевидцы: "Подходили к раскулачиванию так: дом хороший, даешь раскулачивать. Выносят все, вплоть до того, что с ребят снимают обувь и выгоняют на улицу. Вопли женщин, плач детей, разбазаривание имущества, отсутствие учета - все это создавало картину ночного грабежа".

Из доклада ОГПУ: "Раскулачивающие снимали с зажиточных крестьян зимнюю одежду, теплые поддевки, отбирая в первую очередь обувь. Кулаки оставались в кальсонах, даже без старых галош, отбирали женскую одежду, последнюю кочергу или кувшин. Бригады конфисковывали всё, включая маленькие подушечки, которые подкладывают под головы детей, горячую кашу в котелке, вплоть до икон, которые они, предварительно разбив, выбрасывали".

Из сводки ГПУ: "Забираются даже медные иконы - пригодится для трактора как утильсырье. Забираются запачканные детские пеленки".

Некоторые "кулаки" спешно подавали на развод, чтобы спасти семьи, но большинство жен отказывались: "Хоть в могилу, да вместе". Плач был приравнен к антисоветской агитации.

Партийных работников, чекистов и присланных из города уполномоченных было слишком мало, чтобы провести кампанию таких масштабов. В расправе участвовало немало крестьян - завистливая рвань и пьянь или амбициозные молодые люди. Последние и оказались, в итоге, единственной категорией людей, выигравшей в результате коллективизации. Вплоть до 1985 года власть в СССР принадлежала, в основном, бывшим сельским комсомольцам ‘30-х, ‘40-х годов.

Из справки ГПУ: "Арестовали 16 семей, имущество разворовали. Уполномоченный стал играть на гармошке, а актив пошел в пляс. Потом пошли по кулацким домам, пили водку, стряпали блины. Детей и женщин при обыске раздевали донага… Кулака О. в избе-читальне истязали, требуя отдать золото… секретарь партийной ячейки пытался изнасиловать П. из кулацкой семьи".

"Раскулачивание идет при активном участии бедноты… Беднота большими группами ходит вместе с комиссиями и отбирает скот и имущество. По ночам по своей инициативе сторожит на дорогах с целью задержания убегающих кулаков".

В Б-м районе секретарь комсомольской ячейки отправил в ссылку бывшую возлюбленную, вышедшую замуж за другого, вместе со счастливым соперником и его родителями.

В ходе раскулачивания конфисковать в доход государства сколько-нибудь значительные ценности не удалось. Одежда, обувь, домашняя утварь, золотые и серебряные украшения прилипли к рукам "активистов".

Ссыльных везли в товарных вагонах по 40 человек. На узловых станциях составы неделями оставались без движения. До назначенных им мест люди добирались от железной дороги десятки, а то и сотни километров, иногда пешком. По прибытии размещались в бараках с трехъярусными нарами по несколько сотен человек, и это в лучшем случае. Нередко жильем для ссыльных служили ямы, прикрытые ветками.

Согласно советским учебникам, целью коллективизации был подъем сельскохозяйственного производства путем перехода на рельсы крупного машинного хозяйства. В реальности, произошел катастрофический спад в аграрном секторе, особенно в животноводстве. Даже война не нанесла такого ущерба. Преемники Сталина вплоть до распада СССР массово закупали продовольствие за границей.

"По деревням мужики, таясь друг от друга, торопливо и бестолково резали свой скот. Впрок не солили, не надеясь жить дальше".

Большевики идеологически не любили независимых хозяев, не вписывавшихся в их планы превращения страны в единую фабрику.

Маркс писал о "собственническом свинстве" и "идиотизме деревенской жизни". Ленин публично обещал "лечь костьми", но не допустить свободной торговли хлебом, и обзывал зажиточных крестьян "кровососами", "пауками", "пиявками" и "вампирами".

Молдавские крестьяне попали в эту судьбоносную сталинскую машину также и по причине дикого желания советов вернуть СССР в границы Российской Империи, желание которое, в отличие от казуса Финляндии, не встретило абсолютно никакого военного сопротивления прежней администрации (румынского короля). И это, и коллективизация, и всё что за этим последовало не должно забывать.





Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu